Успех корейских автомобилей на мировом рынке стал сюрпризом, к которому вряд ли были готовы даже их создатели. Особенную популярность снискали марки Hyundai и Kia — машины этих брендов не только пользуются уважением за интересный дизайн, сбалансированные характеристики, высокое качество сборки и разумную цену, но и часто конкурируют в сознании покупателей. Больше всего сложностей вызывает сравнение моторов этих авто. Давайте внесем ясность в этот вопрос, познакомившись с особенностями линейки рядных бензиновых корейских двигателей.
Двигатели Hyundai и Kia: достоинства и недостатки
Принципиальные отличия в силовых установках двух марок можно не искать — в конце XX века компания Kia попала в серьезные финансовые затруднения и в 1998 году контрольный пакет ее акций выкупил концерн Hyundai. Обмен технологиями и конструкторскими наработками, а также многолетний опыт работы с инженерами Mazda и Mitsubishi привел к выходу на рынок мотора собственной конструкции — хоть и на основе глубоко модернизированного Mitsubishi Cyclone. С тех пор корейские двигатели стали явлением самостоятельным и обзавелись рядом общих черт — как положительных, так и отрицательных.
К плюсам азиатских моторов относятся:
1. Продуманность конструкции. На исследованиях силовых установок концерн не экономит: только на разработку двигателей семейства CRDI потратили около 500 миллионов долларов. Моторы получаются выносливыми, компактными и удобными в обслуживании.
2. Долговечность. Ресурс до 400 000 км для бензиновых и до 700 000 км для дизельных моторов — обычное дело.
3. Экономичность. По расходу топлива корейские моторы могут поспорить с японскими и европейскими: 4,8-7,5 л на 100 км — аппетит вполне умеренный.
4. Хорошие тяговые характеристики. Так, с атмосферных моторов объемом 1,6 л инженеры снимают до 200 л. с. и 300 Н·м крутящего момента, а с турбированных на 1,4 л — более 140 л. с. и 240 Н·м соответственно. В результате ездить на них легко и приятно, старты получаются резвыми, а обгоны быстрыми и безопасными благодаря солидному запасу под педалью газа.
Однако негативные особенности у них тоже общие:
1. Требовательность к обслуживанию. Корейские двигатели, особенно современные GDI, нуждаются в строгом соблюдении сроков и технологий регламентных работ, любят топливо и расходные материалы высокого качества.
2. Ряд неоднозначных конструкторских решений вроде экономии на гидрокомпенсаторах или близости катализатора к цилиндрам. При неблагоприятных условиях это может привести к нарушению работы мотора и серьезным затратам на ремонт.
3. Повышенная шумность, особенно на холостых оборотах.
Впрочем, при внимательном отношении силовые установки Hyundai и Kia работают одинаково надежно, не досаждая мелкими неисправностями. В общем, ездить можно, и даже с комфортом.
Рядные бензиновые двигатели Hyundai/Kia: серии и особенности
Еще одно достоинство техники концерна — четкая структура модельного ряда. Как двигатели Kia, так и двигатели Hyundai имеют стройную логику серий, поэтому ориентироваться в них несложно.
Серия Gamma
Популярная линейка бензиновых и гибридных моторов — как атмосферных, так и турбированных. Их характеристики:
- объем — 1,4-1,6 л, мощность — 100-265 л. с.;
- 4-цилиндровые, 16-клапанные, без гидрокомпенсаторов;
- алюминиевый корпус и головка блока цилиндров, сами цилиндры — тонкостенные чугунные гильзы;
- два верхних распредвала (DOHC);
- многоточечный впрыск;
- система изменения фаз газораспределения D-CVVT;
- цепной привод ГРМ.
Эти двигатели устанавливаются на модели, от которых не ждут рекордных динамических характеристик: Hyundai Solaris, Accent, Veloster, Elantra, Tucson, Santa Fe, а также на автомобили Kia Rio, Soul, Cerato, Sorento и Seltos. Они обладают компактными габаритами, малым весом, надежностью в эксплуатации и довольно высокими экологическими характеристиками, поэтому выходят уже в третьем поколении. К недостаткам таких двигателей Kia и Hyundai относят близость каталитического нейтрализатора к элементам ЦПГ — при разрушении керамики твердые частицы попадают в цилиндры, что ведет к дорогостоящему ремонту.
Серия Kappa
Малообъемные 3- и 4-цилиндровые двигатели первоначально выпускали для нужд нетребовательного азиатского рынка. Однако небольшие моторчики показали на удивление достойные характеристики, что и предопределило их существование до наших дней уже в третьей генерации:
- типы двигателей в линейке: атмосферные, с турбонаддувом, гибридные;
- объем — от 1,0 до 1,6 л (гибрид), мощность — от 76 до 160 л. с. (T-GDI);
- алюминиевые блок и ГБЦ, гильзы цилиндров — тонкостенный чугун;
- впрыск топлива — распределенный, прямой, в последних версиях — двойной;
- система изменения фаз газораспределения: CVVT и CVVD;
- 16 клапанов, гидрокомпенсаторы и цепной привод ГРМ.
Такими моторами оснащаются почти все компактные модели концерна: Hyundai i10, i20, i30, Kia Picanto, Niro, Ceed, и т. д. Легкие, приемистые и экономичные двигатели с возрастом могут огорчить повышенным расходом топлива, шумностью работы и склонностью к задирам на стенках цилиндров.
Серия Nu
Моторы заняли промежуточную нишу между сериями Gamma и Theta. Среднеобъемные бензиновые и гибридные безнаддувные установки вобрали множество прогрессивных решений концерна:
- объем — 1,8-2,0 л, мощность — 142-176 л. с.;
- впрыск топлива: распределенный и прямой (GDI);
- фазорегуляторы СММЕ на обоих валах (DOHC);
- 16 клапанов с системой непрерывного изменения высоты подъема CVVL.
Такие двигатели Hyundai можно встретить на моделях Tucson, Elantra пятого и шестого поколений, Sonata, начиная с шестой генерации, а также Kia Cerato, Sportage, Optima и сменившей ее K5. При высокой требовательности к качеству расходных материалов и неожиданно быстрому растяжению цепи ГРМ моторы отзывчивы, эластичны, очень комфортны при поездке и удобны в обслуживании.
Серия Theta
Созданное в рамках глобального альянса с Крайслером и Мицубиси, это семейство бензиновых и гибридных моторов считается самым технологичным и перспективным в ряду двигателей Hyundai/Kia. Его характеристики:
- объем — от 2,0 до 2,4 л, мощность — 150-304 л. с.;
- новый дизайн алюминиевого блока цилиндров и ГБЦ;
- впрыск топлива — распределенный и прямой;
- фазорегуляторы Dual CVVT на обоих распределительных валах;
- впускной коллектор с изменяемой геометрией VIS;
- масляный насос с изменением производительности, электрическая помпа и множество других инноваций.
Мощные, тяговитые и надежные моторы получили широкое применение в модельном ряду концерна: ими комплектовались Хендай Sonata, Starex, Tucson, Santa Fe, Киа Magentis, Sportage, Sorento, Optima, K5 и даже Stinger. Из минусов — довольно высокая шумность и отсутствие гидрокомпенсаторов клапанов, из-за чего требуется их регулировка каждые 90 000 км.
Конечно, в рамках одного материала невозможно провести детальное сравнение моторов всего модельного ряда концерна. Ведь кроме рядных бензиновых, есть еще V-образные и дизельные агрегаты. Однако начало положено — после первого знакомства мы еще углубимся в увлекательный мир корейских моторов. Они того стоят!